ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
Танце-терапия и самые современные телесные терапии своими корнями восходят к терапии Вильгельма Райха. Концепция, что эмоции скапливаются в теле в харАктерные паттерны (которые Райх называл панцирем), является краеугольным камнем теории Танцевальной терапии. Существует множество школ танце-терапии, в общем основанных на психологической теории, переведенной на язык тела. Так как танце-терапевты объединяют область танца и психологии, они обладают необычным взглядом на человеческое развитие, которое основано на развитии тела целиком, а не только интеллекта или двигательных способностей физического тела.
- В нашей культуре мы относимся к телу, как к вещи. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс.
- Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, какой-то вид, сдерживать его и думаем, что оно останется безответным. Танце-терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться.
- Большинство полагают, что в какой-то момент мы добьемся успеха и сможем выйти из круговорота и суматохи жизни. Танце-терапия работает в настоящем непосредственном моменте.
- Мы живем в телах, которым изначально присущи ум, юмор и полнота смысла. Танцевальная терапия действительно восстанавливает наше право жить полной жизнью и быть полностью самим собой.
Танце-терапевты работают со всеми типами населения, включая судебных, аутичных, невротических и психотических пациентов, реабилитацию, работают с хронической болью, умственно-отсталыми, глухими и слепыми. Всех танце-терапевтов объединяет преданность жизни тела, важности обретения вновь потерянных частей своего “Я” и смыслу, который несет танец.
Танце-терапия работает через универсального посредника — движение, поэтому она адаптивна к очень широкому спектру поведения. Большинство танце-терапевтов специализируются на работе с определенным типом клиентов или групп и являются экспертами в анализе и лечении этой группы.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И ТАНЕЦ
Каким образом танце-терапия отличается от танца?
- В танцевальной терапии мы больше интересуемся тем, как движение ощущается, чувствуется, а не тем, как оно выглядит. Большинство новых клиентов застенчивы и ассоциируют танец с исполнительским искусством, спектаклем, восклицая: “Я не умею танцевать”.
- Танце-терапевты используют инструментарии танца — вес, пространство и время — для того, чтобы расширить креативный и выразительный мир клиента. Клиент не владеет одной или более из сторон двигательного потенциала. Например, люди, которые не чувствуют своего веса, могут также испытывать трудности в попытке заставить своего партнера выслушать их точку зрения. Клиент, который всегда появляется будто “одурманенный наркотиками”, может в буквальном смысле видеть сквозь туманное и нечеткое личное пространство, А человек, который всегда спешит, может бессознательно бояться замедляться, чтобы не испытать беспокоящую его эмоцию.
- Еще один важный инструмент, которым пользуется танце-терапевт — присутствие в настоящем моменте. Все тело терапевта является инструментом для встречи и знакомства с невербальным миром клиента, для вхождения в танец клиента.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТАНЦЕ-ТЕРАПИЯ И ГРУПОВАЯ
В танце-терапии существуют как индивидуальная, так и групповая формы работы.
При индивидуальной работе вначале танце-терапия фокусируется на знакомстве со спектром движения тела, новых возможностях вместо привычных реакций. Такое исследование часто вскрывает невыраженные эмоции, которые остались в теле.
По мере того как индивидуальные сессии подходят к завершению и окончанию, клиент берет все больше и больше ответственности за начало исследования, а терапевт все больше становится свидетелем, а не проводником. Клиент способен устанавливать внутренний диалог и удовлетворительный контакт с миром.
В противоположность индивидуальным сессиям группы танце-терапии могут выглядеть, как длинный круговой танец или групповая импровизация. Танце-терапевт уделяет особое внимание эмоциональному резонансу жестов и ритмов, подчеркивая одинаковые переживания и вклад каждого человека в общую тему, как потягивание, покачивание, приветствие или ходьба.
Танце-терапевтов обучают узнавать и развивать текущие эмоционально-психологические темы в группе и соотносить их с личной историей каждого человека. Разговор и движение сменяют друг друга или происходят одновременно, иногда на групповой сессии доминирует то или другое. В группах часто главной темой становится: “Могу ли я оставаться самим собой, будучи в контакте с другими?”.
ПОЧЕМУ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ?
В большинстве случаев люди приходят на танце-терапию, потому что они не чувствуют своего тела. Потеря контакта со своим, телом происходит, когда человек ищет одобрения и любви своих родителей, когда он пытается избежать или уходит от наказания, когда ин учится выживать в окружающем его мире. Суть процесса танце-терапии состоит в восстановлении чувствования и осознавания. Базовые полярности, такие, как “хорошо и плохо”, “мало—много”, “привлекательный — непривлекательный”, исследуются, что позволяет синтезировать это по-новому. Клиентам предлагается испытать новые возможности и сферы, которые они ранее избегали.
Так же как и другие терапии креативного искусства, танце-терапия уделяет большое внимание креативному процессу, удивлению от встречи с бессознательным напрямую. Танце-терапевты рисуют в пространстве и работают с музыкой внутреннего ритма тела.
Движение может привести клиента в любую ситуацию его истории, которая осталась незавершенной. Танце-терапия помогает сделать невидимое видимым, неясное ясным. Это общий танец, который мы исполняем вместе, и это уникальный танец, который каждый должен исполнить сам. Наши тела отражают наше взаимоотношение с жизнью, сокровенно и точно. Танце-терапия завершает те шаги, которые мы чувтвуем внутри, и позволяет сделать шаг в жизнь навстречу жизни.
(Выдержки из статьи Кэтлин Хендрикс "ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ", перевод ИРИНЫ БИРЮКОВОЙ )
_________________
|